Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 3
Строительство храма длилось шесть лет - как для того времени, это совсем незначительный срок. Скорость сооружения, очевидно, зависела от того, что оно происходило на глазах у графини-меценатки и было в основном завершено еще при ее жизни. (Храмы, которые сооружались О.Браницкой в других городах, достраивались ее потомками очень долго - в Богуславе Троицкую церковь возводили более двух десятилетий, в Ставищах Покровский храм строился почти полвека и т.д.).
Во время строительства Преображенского храма не стало митрополита Евгения (Болховитинова), а о. Евстафий Дурдуковский по старости лет был уволен с должности благочинного и уже больше не ревизовал строительных работ в Белой Церкви.
Митрополичью кафедру занял другой известный архиерей - Филарет (Амфитеатров), святыми руками которого был освящен наш Преображенский храм.
В описи церковного имущества, датированной 1852 г., читаем следующее: "Основана эта церковь по плану Одесского кафедрального собора помещицей графиней Александрой Васильевной Браницкой в 1833 году, а окончена в 1839 году августа 1 дня и того же года 24 сентября освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом митрополитом Киевским и Галицким".
Во время сооружения величественной святыни белоцерковцы продолжали посещать старинные деревянные церкви, которые с каждым годом становились все теснее для стремительно растущего количества прихожан. Еще даже 5 августа 1839 г., когда каменный Преображенский храм был уже построен, святитель Филарет (Амфитеатров) издавал распоряжения, касающиеся святынь, построенных во времена казачества: "В местечке Белая Церковь, имеющем пять церквей и столько же приходов, для соблюдения благочиния и порядка я признаю нужным быть местному протоиерею или благочинному. Предлагаю консистории побеспокоиться об избрании достойного лица для этой должности из тамошних священнослужителей".
В это время митрополиту поступило сообщение протоиерея Тимофея Сухобрусова, что в Белой Церкви уже построена и готова к освящению трехпрестольная Преображенская церковь. Поэтому 24 сентября 1839 г. святитель Филарет (Амфитеатров), находясь в городе, освятил новопостроенный храм и в нем же рукоположил в сан протоиерея священника из с. Барахтянской Ольшанки Иоанна Тарнавского.
Так, канонизированным теперь владыкой было не только дано начало духовной жизни в новом Преображенском приходе, но и рукоположен его первый пастырь. Мы можем лишь догадываться, каким величественным было событие освящения новой каменной церкви киевским митрополитом. Будущее четырех деревянных церквей (старой Преображенской, Николаевской, Успенской и Рождественской) сложилось по-разному, поскольку с возведением нового храма они были упразднены. Согласно рапорту о. Иоанна Тарнавского, Успенская церковь была разобрана и из ее материала должны были построить молитвенный дом на кладбище (для отпевания в нем усопших); Преображенская и Рождественская были отданы на нужды уездного церковного строительства - в те храмы, "в которых усматривается особый недостаток в изображении святых икон и ветхость иконостасов"; Николаевскую было оставлено с намерением использовать ее кирпичи для строительства новой каменной колокольни при новопостроенной Преображенской церкви (это было частично выполнено).
Новый храм был не только построен на средства похороненной в нем же графини О.В.Браницкой, но и обеспечен всем необходимым. Как свидетельствуют архивные данные, щедро одаривалась церковь и другими белоцерковцами, а также бесчисленным количеством паломников, которые шли на поклонение киевским святыням.
Согласно имущественной описи 1852 г., Преображенский храм был самым богатым на Надроссе в плане обеспечения церковными вещами. В нем находилось 93 иконы, 18 "Евангелий", 51 лампада, 24 подсвечника, 16 аналоев, 16 потиров, 8 дискосов, 9 звездочек, 11 напрестольных крестов, 8 кадил, 6 гробниц, 4 дароносца, 6 ковшиков, 3 плащаницы и многое другое.
Самой большой святыней Преображенской церкви была частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. В южном приделе над Царскими дверями находилась "икона св. великомученицы царицы Александры и св. великомученика Георгия, в серебряной вызолоченной ризе. Иконой сей благословила императрица Екатерина ІІ-я графиню Александру Васильевну Браницкую при выходе ее в замужество. Вверху сей иконы в золотой крестообразной оправе часть Животворящего Древа Креста Господня, полученная светлейшим князем Григорием Потемкиным Таврическим от Иерусалимского патриарха, от Потемкина после смерти его досталась Графине Браницкой, а ею дана в сию Преображенскую церковь". Другой архивный документ добавляет, что частичку Животворящего Креста князь Г.Потемкин получил в подарок от патриарха из Иерусалима по случаю взятия Очакова. Она была вмонтирована в золотой крестик, который князь носил на себе, а затем подарил любимой племяннице Александре, которая в свою очередь перед смертью завещала святыню Преображенскому храму.
В церкви находилось и немало богослужебных книг, некоторые из которых были ценными образцами древнего печатного искусства. Так, в 1852 г. здесь хранилось "Евангелие", изданное в Вильно в 1600 г. (подаренное еще Николаевскому храму Леонтием Никитичем); "Евангелие" в красном бархате в серебряной вызолоченной оправе, изданное во Львове в 1636 г. и подаренное в следующем году Павлом Шкридловичем одному из храмов. Когда в Белой Церкви упраздняли древние приходы в пользу нового Преображенского, то церковные вещи упраздненных церквей попали в каменный Преображенский храм.
Фото: Роман Наумов
Все отрывки книги можно просмотреть по ссылке
Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!
———
Следите за нами в соцсетях: