Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 8
В воскресенья и праздники в Преображенском храме Белой Церкви служилась в основном одна литургия - прот. Иоанн Ромаскевич сообщал, что только в Великий пост происходит служение двух литургий.34 В 1895 г. город посетил епископ Уманский Иоанникий, который в отчете киевскому митрополиту сообщил следующее: "уважаемые из прихожан Преображенской церкви жаловались, что у них совсем не бывает ранних литургий, а между тем при наличии двух священников это и возможно, и желательно - особенно по праздникам...". Позже некоторые белоцерковцы жаловались и митрополиту, что в их храме совершается лишь одна литургия в 930 утра, а есть возможность служить и две - в 700 и 930. Тогдашний настоятель Преображенской церкви (1896 г.) о. Стефан Гришковский сообщил владыке следующее: "По издавна заведенному порядку, накануне воскресных и праздничных дней с вечера совершается только одна вечерня. Утреня всегда совершается утром в 700 утра. После утрени читается общий акафист и произносится поучение, в котором объясняется евангельское чтение, положенное на литургии". Если же в 700 совершать еще одну (первую) литургию, то утреню придется перенести на субботу и начинаться она будет примерно в 1600 или 1700. Суббота же в те времена была рабочим днем и белоцерковцы в такое время только возвращались с работы. Если учитывать, что после рабочей недели им еще надо было привести себя в надлежащий вид, то на такую раннюю утреннюю мало кто бы успевал. Необходимо заметить и то, что приход Преображенского храма был растянут по левому берегу Роси от с. Песчаной до пригорода "Александрии", а потому даже на более позднюю вечернюю белоцерковские и песчанские крестьяне приходили далеко не вовремя.
Однажды, по совету епископа Иринея о. Стефаном Гришковским таки были введены ранние литургии в 700, а утрени перенесены на субботний вечер. Однако, традиция оказалась сильнее - на раннюю вечерню и первую литургию прихожан появлялось крайне немного. Почему-то уменьшилось их количество и на второй литургии. Резко упали свечные доходы храма ("По чистой правде скажу", - писал белоцерковский священник, - "что свечной доход в Преображенской церкви очень достаточен по сравнению с другими доходами"). Совокупность всех этих обстоятельств обусловила то, что вопреки архипастырскому распоряжению священнослужители вернулись к традиционному расписанию богослужений. С этим в конце концов согласился и киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а потому традиция держалась еще и в начале ХХ в.
Содержание тогдашних литургий также имело определенные особенности. Прежде всего, в Преображенском храме до 1917 г. не состоялось ни одного богослужения без упоминания об императоре и его семье. Имена лиц императорского дома Романовых произносились диаконами на ектениях. В самые большие праздники в храме можно было услышать и полный титул российского императора - он был длинным и должен был подчеркивать величие православной монархии.
Кроме того, в Преображенской церкви ХІХ - нач. ХХ в. происходило немалое количество так называемых "царских служб" в честь каждого значительного события в доме Романовых. Ими были день вступления на престол императора, день его коронации, даты рождения и тезоименитства всех членов его семьи, обручения и венчания монаршей пары, а позже - еще и дни спасения императора от руки убийцы или спасения его в железнодорожной катастрофе. Поскольку императорские семьи нередко были многочисленными, то таких "высокоторжественных дней" в течение года был не один десяток. Не забывали совершать торжественные богослужения и по поводу юбилеев умерших императоров - так, в 1877 г. церковным образом праздновали 100-летний юбилей Александра I, а в 1896 г. - такой же вековой юбилей Николая I. В дни крупнейших событий в семье императоров (даты коронации, вступления на престол и др.) после литургии и вплоть до вечерней почти целый день торжественно били в колокола, делая небольшие перерывы для отдыха звонарей (сейчас так звонят только на Пасху).
Церковными богослужениями чествовали не только императорские семьи, но и выдающихся лиц, имевших большие заслуги перед государством. Так, в 1865 г. в Преображенском храме состоялся торжественный молебен в честь юбилея М.В. Ломоносова, а в другие годы - по поводу юбилейных дат А.Пушкина, М.Карамзина, И.Федорова и др.
Находили место в церковной жизни и многочисленные события внутренней и внешней политики империи. Когда Россия вела войны с Францией, Турцией, Персией, то в храмах происходили молебны об успехе русского оружия. Перед ними священники зачитывали информацию из царского указа, где рассказывалось, с каким государством и по какому поводу ведутся боевые действия. Когда империя воевала с Турцией, то происходили благодарственные молебны по поводу взятия каждой более-менее значительной крепости. Наверное, многие белоцерковские матери, сестры и солдатские жены с искренним сердцем посещали такие богослужения - ведь на них зачитывали и списки погибших воинов...
Были поводы для новых церковных праздников и в мирные времена. Самым выдающимся событием в этом отношении стала отмена крепостничества 19 февраля 1861 г. Событие было действительно небудничным - белоцерковские православные крепостные переставали быть производственной собственностью католической семьи магнатов Браницких. А потому "молитвенный праздник 19 февраля" стал ежегодно отмечаться торжественными богослужениями, на которых, как правило, читали евангельскую притчу о богаче и Лазаре.
Наряду с этим, в 1862 г. число "царских дней" было значительно сокращено, а часть их перенесена на ближайшие праздники и воскресенья.
Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке
Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!
———
Следите за нами в соцсетях: