• Главная
  • Каково истинное лицо духовной независимости? Елена Богдан о ситуации с Лаврой
10:16, 14 марта 2023 г.

Каково истинное лицо духовной независимости? Елена Богдан о ситуации с Лаврой

Каково истинное лицо духовной независимости? Елена Богдан о ситуации с Лаврой, фото-1

Настоящая история, до которой, к сожалению, безразлично тем, кто пишет экстатические посты в ожидании выезда УПЦ из Лавры, но именно им было бы особенно важно о ней знать.

Каково истинное лицо духовной независимости? Елена Богдан о ситуации с Лаврой, фото-2

Елена Богдан - Председатель Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести в 2020-2022 годах, Вице-председатель Руководящего комитета Совета Европы по вопросам антидискриминации, разнообразия и инклюзии в 2021-2022 годах (фотография Игоря Чогола)

Когда в последний раз была в Нижней Лавре (приехала на встречу с профессором КДА), на входе приостановилась в сомнениях, уместно ли зайти на территорию: на моем пути был грузовой микроавтобус и из него один за другим выходили военные. "Меры безопасности? Можно ли заходить?" - невольно промелькнуло в мыслях.

Приостановилась, наблюдаю. И вот из автобуса вынесли погребальный венок. И еще один. И дальше вышла убитая горем женщина, которую поддерживали военные. И дальше гроб.

Помню внутреннюю боль от разрыва между тем, о чем в первую очередь подумалось, и тем, что на самом деле происходило - она символизировала для меня то, что происходит вокруг УПЦ в целом.

Чувствую моральный долг об этом сегодня написать. Ведь люди из того автобуса сейчас чувствуют совсем другое, чем те, кто радостно ожидает выезда УПЦ.

***

В Нижней Лавре на территории монастыря - руководящий центр УПЦ (Киевская митрополия УПЦ) и ключевое научно-учебное заведение УПЦ (Киевская духовная академия). От того, что они и монастырь со всеми церковными мастерскими вынужденно сменят местоположение, единство украинского православия не наступит и национальная безопасность Украины не укрепится.

10 марта власти предложили УПЦ до 29 марта вывезти всех людей и все вещи с церковной территории, которую в советское время экспроприировало государство, и на которую Церковь вернулась в 1988 году. К слову, представьте себе количество людей и вещей на вывоз за две недели: административный центр, научно-учебное заведение, богослужебные вещи, мебель, произведения искусства, церковные мастерские, до 600 человек в резиденции.

Живые-здоровые люди постят в соцсетях "Наконец-то!" как реакцию на требование к УПЦ освободить Нижнюю Лавру. Они чувствуют себя "на стороне света". Думают ли эти люди о том, что чувствуют в контексте таких государственных решений семьи и друзья тех верующих УПЦ, которые уже погибли на передовой? Те, которые вернулись с фронта искалеченными? Те, которые сейчас на передовой? Те, которые собирают гуманитарную помощь военным и гражданским? Те, которые молятся за победу Украины?

С тех пор как 1 декабря был провозглашен политический курс на "духовную независимость", многие верующие УПЦ закономерно чувствуют себя преданными своим государством вдобавок к давно присутствующему шоку от шквала абсурда, который видят в соцсетях и СМИ.

У настоящей духовной независимости совсем другое лицо - честнее, вдумчивее и человечнее.

Поймут ли авторы "Наконец-то!" когда-нибудь, что полные ненависти к УПЦ громкие заголовки в СМИ не отражают сложную неудобную правду украинского православия, а вместо этого создают опасные иллюзии, которые все глубже топят наше общество в абсурде и формируют серьезные риски в долгосрочной перспективе? В том числе и риски для национальной безопасности.

***

О мифах и реалиях вокруг Киево-Печерской лавры могла бы написать огромный материал. Возможно, вскоре это сделаю. Но сейчас хотела бы подчеркнуть другое: у каждого из нас есть человеческий моральный долг перед всеми защитниками и защитницами, перед всеми их семьями, а не только перед теми, чья церковная идентичность кому-то кажется "правильной" или даже больше - "настоящей украинской". Ощущение этого долга - это то, что делает общество солидарным, правовым, человечным, и это то, что побуждает меня писать эти строки.

В печальную годовщину полномасштабного вторжения на один из приходов УПЦ пришел священник ПЦУ в сопровождении человека с болгаркой и сказал верующим: "Растет, москали".

Сказанное было адресовано украиноязычным украинским гражданам Свято-Михайловского прихода УПЦ, который развозил обеды на блокпосты тогда, когда в Киевской области было тяжелее всего - в марте 2022 года. Вследствие этого визита впервые за всю независимость Украины литургии этого прихода УПЦ стали проходить в подвальном помещении вместо храма, который он создал и которым опекался. Вчера, 12 марта, богослужение снова проходило в подвальном помещении.

Этот приход УПЦ не принимал решения перейти в ПЦУ, но "почему-то" появились бумаги, что он перешел. В то же время в 10 минутах ходьбы от храма УПЦ в течение многих лет был и есть храм ПЦУ.

Приглашаю посмотреть видеофрагмент воскресной литургии: если приход УПЦ в Белогородке принял "почти единогласное решение" перейти в ПЦУ (как сообщалось на многочисленных ресурсах), то кто все эти многочисленные верующие на литургии в подвальном помещении? Вы готовы поверить, что так выглядит "единогласное решение"?

Литургия в подвале после "Зрасте, москали" - это лицо "духовной независимости", которую власть Украины ищет с 1 декабря?

Почему вспоминаю о Белогородке в контексте Лавры? Потому что эти ситуации - составляющие одной мозаики. Посмотрите видеофрагменты богослужения УПЦ в Нижней Лавре утром 12 марта: когда идет служба Предстоятеля УПЦ да еще и в особый день, все желающие не помещаются в храме.

Посмотрите внимательно на всех этих людей в храме и под снегом на улице - это наши сограждане. И среди них точно есть те, чьи родные в ВСУ.

В Нижней Лавре нет таких больших храмов, как Трапезный и Успенский в Верхней. Доступ к самым большим храмам Киево-Печерской лавры (Трапезный и Успенский) УПЦ не имеет с 1 января 2023 года, хотя именно Трапезный на протяжении трех десятилетий служил кафедральным храмом УПЦ (то есть тем, где регулярно служит Предстоятель).

В 1992 году Владимирский Собор (который был кафедральным для УПЦ), резиденция Предстоятеля УПЦ, помещения административного центра УПЦ остались с митрополитом Филаретом (тогда еще не патриархом), поскольку, как только Предстоятелем УПЦ стал митрополит Владимир (Сабодан) на замену митрополиту Филарету, последний начал создание нового религиозного объединения - УПЦ Киевского патриархата. Патриарх Филарет с советских времен и по сей день служит во Владимирском соборе и живет в той же резиденции на Пушкинской, 36 (в 2022 году переименована в улицу Евгения Чикаленко).

Почему сейчас вспоминаю о патриархе Филарете? Для понимания, как и когда Киево-Печерская лавра стала духовным и административным центром УПЦ.

В то же время буквально через дорогу - церковь Феодосия Печерского и Свято-Феодосиевский монастырь ПЦУ. И если бы верующие регулярно не вмещались на литургию в церкви Феодосия Печерского и если бы там были десятки монахов, которые не помещаются в корпуса монастыря, это давно было бы в новостных лентах ПЦУ и телемарафоне как аргумент в пользу передачи Лавры ПЦУ.

Готов ли телемарафон показать неудобную правду украинского православия: верующих УПЦ на холоде в Лавре и в подвальном помещении на литургии в Белогородке? И храмы ПЦУ, что совсем рядом?

Готовы ли СМИ поинтересоваться, что находится в корпусах Свято-Феодосиевского монастыря и почему на его богослужениях нет многочисленных монахов? Все это - составляющие неудобной правды украинского православия. Пусть это будет призывом к действию для честных профессиональных журналистов. И не стоит бояться, что ваша честность сыграет на руку российской пропаганде: честный взгляд - один из самых сильных долговременных вкладов в национальную безопасность.

Чем раньше украинское общество начнет обращать внимание на неудобную правду украинского православия во всех ее аспектах, тем цивилизованнее, солидарнее и сильнее оно будет. А быть другим оно вряд ли может себе позволить в условиях такой страшной внешней угрозы. Быть демократическим государством, в котором правда и право имеют значение - это то, за что борются украинцы, и то, что консолидирует мир в поддержке Украины.

Убеждена, что настоящая духовная независимость и разумное воплощение лозунга "Не позволим строить империю внутри украинской души" не имеют ничего общего с попытками запретить религиозное объединение без надлежащих системных доказательств, насильно переименовать, принуждением присоединить, крайне искаженно представить в СМИ или соцсетях, лишить доступа к храмам, заставить верующих и духовенство почувствовать правовую незащищенность, наклеить им ярлыки коллективной ответственности за поступки определенных людей, игнорировать их вклад и их жертву на защиту Украины. Такими методами не строят сильные правовые государства свободных солидарных людей.

Источник: https://www.dialogtut.org/yakym-ye-spravzhnye-oblychchya-duhovnoyi-nezalezhnosti-olena-bogdan-pro-sytuacziyu-z-lavroyu/

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Новости Белая Церковь #Новости БЦ #белая церковь новости сегодня #Елена Богдан #УПЦ #Киево-Печерская лавра
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...