Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 2
ДЗВОНОК: ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ДО ПУТИ В НЕБЫТИЕ
Весомым недостатком церковной жизни Преображенского прихода было отсутствие колокольни. О.В. Браницкая, очевидно, намеревалась ее соорудить, поскольку еще в 1833 г. вручила своему духовнику Антонию Павловскому 2 тыс. руб., за которые у киевского гражданина Павла Романовского был заказан 108-пудовый колокол. И хотя изначально он предназначался для Николаевского храма, ему пришлось до середины ХІХ в. находиться на погосте Преображенской церкви. Колокол долго напоминал белоцерковцам о необходимости сооружения колокольни, пока в 1861 году настоятель Преображенского храма о. Иоанн Ромаскевич не прислал митрополиту Арсению (Москвину) следующее письмо: "Поскольку владелец белоцерковских имений граф Браницкий совершенно отказался от всякого участия в построении при Преображенской церкви колокольни <...>, то я предложил немногочисленным и многим из них - достаточным своим прихожанам на память 19 февраля 1861 г. да и во славу Божию испросить архипастырского Вашего Высокопреосвященства утверждения прилагаемого плана и благословения на постепенное посильное сооружение колокольни прихожанам самим от себя при неусыпном моем наставлении и разного рода содействии."
Митрополит Арсений в 1861 году проезжал через Белую Церковь и лично убедился в необходимости строительства колокольни при тамошней Преображенской церкви, а потому благословил строительство и заодно попросил генерал-губернатора оказать содействие по побуждению владельца и прихожан местечка Белой Церкви к участию в строительстве колокольни. Белоцерковцы с охотой откликнулись на предложение о. Иоанна, но как раз в это время им объявили сумму выкупных платежей, которую им нужно было уплатить за освобождение от крепостничества. Для крестьян Белой Церкви наступили трудные времена и поэтому они решили организовать сбор пожертвований на колокольню.
С этой целью на волостном сборе уполномоченными от белоцерковцев было принято следующее постановление: "Мы, нижеподписавшиеся крестьяне-собственники белоцерковской волости, в числе 12 человек наличных домохозяев, будучи собраны для избрания благонадежного человека, которому можно было бы поручить просительную книгу на сбор денег на строительство колокольни при белоцерковской Преображенской церкви. Постановили: для указанной потребности назначить крестьянина Семена Бабия, которого представить вместе с копией сего приговора к благочинному для дальнейшего распоряжения".
Под документом стояли подписи волостного старшины Никиты Навроцкого и старосты Семена Яценко. На основе этого постановления о. Иоанн заключил устное соглашение с учителем рисования Белоцерковской гимназии И.Осмоловским. В городе был образован особый комитет для построения колокольни, а И. Осмоловский стал подрядчиком строительных работ. В одном из своих писем к митрополиту белоцерковский учитель вспоминает, что еще Филарет (Амфитеатров) и Исидор (Никольский) непрерывно изъявляли желание свое построить колокольню при Преображенской церкви городка Белой Церкви.
Далее он рассказывает о целом ряде обстоятельств, сопровождавших строительство сооружения. Проект колокольни был составлен архитектором Спарро и больше всего проблем было с избранием точного места расположения фундамента. Поначалу работы под руководством И. Осмоловского давали мало результатов - долго я рыскал, употребляя ежедневно в работу от 65 до 80 человек поденщиков и что же встретил? Воду, песок и каменную скалу. Когда стали работать в другом месте - яму начала заливать вода, просачивающаяся из-под земли. Было устроено две помпы и 36 человек попеременно день и ночь качали воду, а другие поденщики выносили ее до тех пор, пока не открыли сплошную скалу на глубине 5 саженей с наклонной поверхностью, на которой начать фундамент не было никакой возможности. Нужно было сначала эту скалу ломать, а частью высекать уступы, и эта борьба с природой продолжалась с 28 февраля до 15 мая, что видели все жители городка Белой Церкви (1864 год). И. Осмоловский заключил контракт с кирпичным мастером Калашниковым, который должен был продать мирянам Преображенской церкви 300 тыс. кирпичей и с белоцерковским евреем Фастовским, который обязался привезти 4 тыс. пудов браиловской извести. Средств не хватало и учитель жертвовал на строительство немало собственных денег, а также за свой счет обновил еще и Николаевскую церковь - отремонтировал иконостас и пол, построил печь и тому подобное.
Белоцерковцы довольно быстро построили колокольню - уже 10 сентября 1866 г. Иоанн Ромаскевич доложил митрополиту, что она вчерне закончена и на ее строительство потрачено 9800 руб. Еще 2200 руб. требовалось на отделку.27 В колокольне планировалось открыть 2 лавки для торговли церковными вещами, чего очень желают прихожане.
Кстати, именно белоцерковские крестьяне собрали и большинство средств на строительство колокольни (7671 руб.) - остальное было выделено церковным бюджетом и И. Осмоловским. Известно также, что для возведения сооружения использовали кирпич из недостроев старинной Николаевской церкви, против чего энергично протестовали местные любители древностей, в частности, И. Витовский.
Весомым недостатком колокольни был старый колокол, который совсем не подходил новой постройке. В 1875 г. протоиерей Александр Мацкевич писал киевскому митрополиту: "Новопостроенная колокольня при здании Преображенской церкви в Белой Церкви величественная и замечательная. Но, глядя на колокол, аналогично приходят на ум слова Диогена: "Заприте ворота, чтобы не ушел Ваш город". Если при одном из моих предшественников (протоиерее Иоанне Ромаскевиче) устроена колокольня, то мне остается на первых порах моего служения устроить более или менее подходящий колокол весом более 200 пудов на наличные денежные средства церкви и на пожертвования прихожан, о чем я уже советовался с некоторыми влиятельными (а порой и вливательными) лицами. На это у Вашего Высокопреосвященства смиренно прошу Архипастырского разрешения". Здесь же настоятель сообщает, что вместе с убранством строительство колокольни обошлось в 12 тыс. руб. При ней был когда-то хороший колокол, но разбит - мирянами был куплен другой - огромный, но глухой.
Фото: Роман Наумов
Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке
Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!