Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 12

б) миряне и церковная жизнь

В XIX в. абсолютное большинство прихожан белоцерковского Преображенского храма составляли местные крестьяне. Современному белоцерковцу непривычно читать словосочетание "крестьяне городка Белая Церковь", но в те времена наш населенный пункт имел статус городка (а не города) и, соответственно, его жители именовались крестьянами, а не мещанами. Последние жили преимущественно в уездных центрах - Василькове, Тараще, Сквире. И хотя, в конце века Белая Церковь реально была уже больше похожа на город, имея развитую промышленность и транспортную систему, мещан здесь проживало все еще немного. Даже в 1899 г. в Преображенском приходе Белой Церкви насчитывалось лишь 442 человека мещанского сословия, на которых приходилось 7 960 крестьян. Еще меньше было дворян (43 человека) и духовенства (44 человека).

Во времена существования крепостничества белоцерковские крестьяне минимум 4 дня в неделю работали на Браницких и только остальное время - на себя. А сделать надо было много, ведь техники тогда существовало мало - большинство дел делалось вручную. Однако, изнурительный труд и его объемы не мешали нашим предкам регулярно посещать храм и заботиться о нем. Слава о ревности и жертвенности наших прапрадедов достигала даже "матери городов русских". "Добрый день, друзья мои! Много слышал я о жителях Белой Церкви и об их религиозности, а потому и посетил Белую Церковь; радуюсь, видя вас в таком множестве присутствующих! Прекрасное усердие Ваше!" - так начиналась проповедь киевского митрополита Платона (Городецкого), который произнес ее в Преображенском храме в 1882 г.

Духовные наставники наших предков с пониманием относились к их потребностям. Это было видно и по расписанию богослужений - субботние всенощные начинались позже, чтобы все желающие успели к их началу, и по простоте проповедей, которые звучали в стенах храма. Священник Стефан Гришковский в конце века сообщал киевскому митрополиту, что "прихожане Преображенской церкви - исключительно простой народ, которому в простых понятных формах речи нужно передавать самые существенные религиозные сведения".

Поскольку по числу прихожан Преображенский приход был самым многочисленным в митрополии - он единственный принадлежал к первому классу, то он был разделен на две части, каждая из которых подлежала ведению отдельного священника. Центром разделения прихода была, как ни странно... псарня Браницких в центре города. Вот что писал об этом митрополиту настоятель храма о. Александр Мацкевич: "Территория прихода белоцерковской Преображенской церкви разделена на две части, изолированные друг от друга, и даже исповедные росписи составляются по каждой части отдельно. Главными пунктами-указателями одной части являются так называемая "Александрия" - сад с дворцом гр. Браницкого, а с другой - его псарня. 

Так, что когда я при новом поступлении моем сюда, знакомясь с нынешней местностью, спрашиваю: где, далеко ли? - мне отвечали, показывая на эти два пункта, и этот второй участок достался на долю моего нового пастырства. Недавно мне пришлось провожать мертвеца на кладбище из псарни - только не пса, а дитя псарника..." Настоятель просил благословения объединить две части в единый приход, но владыка распорядился оставить все без изменений.

Другой особенностью жизни прихожан Преображенского прихода было то, что до времен Великой Отечественной войны им приходилось проживать в окружении иноверцев, количество которых, порой преобладало более, чем вдвое. И хотя православное население левобережной части городка постоянно росло, количество иудеев все равно было вдвое больше.

Пастыри в жизни белоцерковцев добольшевистской эпохи занимали весьма весомое место. Наши предки посещали храм не только для молитвы и участия в церковных таинствах, но и для того, чтобы услышать из уст батюшки большое количество необходимой информации - о событиях в государстве и мире; появление новых указов, законов и распоряжений власти; суть необычных природных явлений и необходимость соблюдать гигиену и тому подобное. Епархиальный журнал "Пособие для сельских пастырей" выписывался и белоцерковскими священниками, которые находили в нем целую энциклопедию знаний, необходимых для местных крестьян в их быту. Церковное издание советовало пастырям рассказывать мирянам о новинках науки и техники, рациональных методах хозяйствования, средствах борьбы с насекомыми-вредителями, правилах пожарной безопасности, появлении новых лекарств. Здесь же содержалось и множество мелких советов о том, как избежать промокания ног, отличить фальшивые монеты от настоящих, как правильно использовать новый японский цемент и т.п.

В храмах того времени не только совершали таинства и обряды, но и оформляли их документально, в случае необходимости выдавая мирянам справки. Поскольку прихожан в Преображенском приходе было очень много, то, например, П. Лебединцев несколько лет переписывался с консисторией, прося разрешения вести метрические книги в двух, а не в трех экземплярах.

Собственно, сам объем метрических книг, клировых ведомостей и исповедных росписей Преображенского храма является ярким свидетельством огромного объема работы, который приходилось пастырям и причетникам, чтобы донести до нас сведения о жизни наших предков. Эти записи фиксируют каждое значимое событие в жизни мирян нашего храма - от крещенской покупки до проводов в последний путь.

Первыми из этих таинств, которые фиксируются метрическими книгами по каждому нашему предку, было крещение. В ХІХ - начале ХХ в. существовала ужасная детская смертность, а потому детей старались окрестить как можно скорее - чтобы не допустить смерти некрещеного младенца. В Преображенском храме крещения происходили довольно часто - например в 1848 г. ежемесячно крестили следующее количество малышей:

в январе - 43

в феврале - 32

в марте - 24

в апреле - 23

в мае - 33

в июне - 20

в июле - 26

в августе - 22

в сентябре - 28

в октябре - 27

в ноябре - 37

в декабре - 39

То есть, в этом году в приходе Преображенской церкви появилось 332 новых прихожанина. Население в Белой Церкви на протяжении второй половины ХІХ в. стремительно росло и через пять десятилетий - в 1899 г. в стенах нашего храма окрестили уже 590 младенцев. Изменилось в большую сторону и помесячное количество крещеных. Согласно метрической книги за 1899 г. число крещений было следующим:

в январе - 49

в феврале - 50

в марте - 60

в апреле - 39

в мае - 48

в июне - 34

в июле - 52

в августе - 50

в сентябре - 47

в октябре - 71

в ноябре - 52

в декабре - 38

Крещения происходили, конечно, не ежедневно, а потому в день пастырям приходилось крестить и по несколько младенцев.

Несмотря на бедность тогдашнего населения, семьи в ХІХ - начале ХХ в. были большими. Обычным явлением было по трое-четверо детей в семье, поскольку далеко не все потомки доживали до зрелого возраста. Наряду с этим, в Белой Церкви было немало семей, которые сейчас называли бы многодетными. В 1840 г., согласно исповедной росписи, в Преображенском приходе больше всего - восемь детей имела семья Моисея и Анастасии Сусол из с. Песчаной, жители которой тоже посещали этот храм.

По 7 детей было в семьях Ивана и Евдокии Хмельницких (родителям было соответственно 36 и 35 лет), Даниила и Марии Бондаренко, Дмитрия и Гликерии Здоренко, Тимофея и Марии Цапенко; семеро детей самостоятельно воспитывала и 47-летняя вдова Марина Семененченко.

Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке

Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!

Новости компаний
15:00, 26 августа
Новости компаний
17:00, 24 августа
Новости компаний
09:00, 16 августа
Новости компаний
13:00, 21 мая