Особенно яркий след в памяти белоцерковцев оставил назначенный в 1851 г. священник о. Петр Лебединцев. Этого настоятеля Преображенского храма жителем нашего города необходимо знать уже потому, что он вполне заслуженно считается первым историком города Белой Церкви. Ни один из настоятелей храма не оставил нам столько известий из прошлого, как о. Петр Лебединцев.
В 1843 г. пастырь окончил Киевскую духовную академию, получив степень магистра богословия. В 1851 г. он был рукоположен в сан священника к Преображенскому храму в г. Белой Церкви митрополитом Филаретом (Амфитеатровым). Находясь в должности настоятеля, о. Петр выполнял еще и обязанности благочинного белоцерковских храмов, преподавал Закон Божий в местной гимназии и военнослужащим в батальонной школе 6-го саперного батальона. В 1855 г., когда вспыхнула "киевская казаччина" и крестьяне стали массово требовать отмены барщины и записи их в "вольные казаки", о. Петр по рекомендации святителя Филарета (как "имеющий дар убеждения") два с половиной месяца ездил по охваченным восстаниями селам, объясняя крестьянам, что крепостничество пока не отменено. Пастырь был инициатором возрождения приходского образования на рубеже 50-60-х гг. ХІХ в., ему принадлежат проекты основания духовного журнала на украинском языке и открытия в Белой Церкви параллельных классов духовной семинарии и т. п. Благодатного и образованного священнослужителя с уважением принимали и во дворце Браницких (граф Владислав только ему собственноручно подносил чай, игнорируя "голубую кровь" польской шляхты), и в беднейших домах белоцерковских крестьян, из уст которых он записывал местные исторические предания. Даже через 20 лет после пастырства о. Петра белоцерковские крестьяне вспоминали о нем, что "был у нас священник, как были когда-то пророки".
После перевода в Киев (1860 г.) о. Петр Лебединцев занимал важные должности в управленческом аппарате. Его авторитетным мнением неоднократно интересовались светские и духовные власти в Санкт-Петербурге, а киевские митрополиты при решении дел порой накладывали красноречивую резолюцию: "Поступить по мнению протоиерея Лебединцева". Пастырь овдовел еще в Белой Церкви (его жена похоронена у алтаря храма Марии Магдалины) и после перевода в Киев всю свою жизнь посвятил служению Богу, Церкви и науке.
Огромный круг пастырских обязанностей не мешал ему быть действительным членом комиссии для разбора древних актов, общества древнерусского искусства, заместителем председателя Славянского благотворительного общества, сопредседателем церковно-археологического общества при КДА, одним из основателей Исторического общества Нестора-летописца, членом Императорского географического общества и киевского общества грамотности; членом комитета по сооружению памятника Богдану Хмельницкому на Софиевской площади (кстати, именно о. Петр убедил других членов комитета, чтобы лицевая сторона памятника была обращена в сторону Софиевского собора. Петр убедил других членов комитета в том, чтобы лицевая сторона памятника была обращена в сторону Софиевского собора). Кроме того, он стал инициатором открытия в Киеве духовного училища для девушек духовного звания; находился на должности редактора "Киевских епархиальных ведомостей" и т. п.
За такую масштабную деятельность протоиерей Петр Лебединцев имел едва ли не больше всего наград среди протоиереев Киевской митрополии. Прежде всего, он был награжден всеми возможными церковными наградами - скуфьей, камилавкой, митрой, набедренником, золотым нагрудным крестом с драгоценными камнями, который выдавался из кабинета Его Императорского Величества. Наградой было и назначение в 1868 г. на должность кафедрального протоиерея Киево-Софиевского собора - о.Петр стал первым лицом среди приходского священства митрополии. Не обходили талантливого протоиерея и государственные награды - он имел ордена св. Анны III, II, I степеней, ордена св. Владимира IV и III степеней, орден св. Саввы II степени, врученный королем Сербии Александром. Мы перечислили далеко не все заслуги пастыря, но и этого достаточно, чтобы понять, каким ярким явлением была "эпоха Лебединцева" в церковной жизни города и государства.
Следующий настоятель Преображенского храма - о. Иоанн Ромаскевич также был рукоположен сюда митрополитом Филаретом еще в 1848 г. и долгое время был вторым священником при настоятельствах о. Алексия и о. Петра. В 1860 г. о. Иоанн становится настоятелем, выполняя обязанности законоучителя и благочинного, а с 1863 г. - еще и ревизора приходских школ Васильковского уезда. Пастырь имел целый ряд церковных наград и архипастырских поляк за деятельность в области народного образования. Благодарны были священнику и военные - командир 6 саперного батальона в 1862 г. вручил ему 160 крб. за бесплатное преподавание Закона Божьего защитникам Отечества. Через 2 года священник получил еще и высокую награду из столицы - нагрудный крест от Священного Синода.
В 1875 г. настоятелем Преображенского храма стал протоиерей Александр Мацкевич, который в 1845 г. окончил Киевскую духовную академию и имел степень кандидата богословия. До назначения в Белую Церковь о. Александр занимал почетные должности уездного протоиерея в г. Липовце и Черкассах, где за плодотворную деятельность получил целый ряд церковных и государственных наград. Было у пастыря и два ордена св. Анны ІІІ и ІІ степеней.
Священник запомнился прихожанам своей особой заботой о благоустройстве церкви - только он посылал в Киев иногда по 20 рапортов в месяц в которых критиковалось все, что мешало красоте и величию храма. Все это не мешало пастырю воспитывать еще и шестерых детей. Уволен был с должности настоятеля в 1880 г. по требованию В. Браницкого, которому не понравились якобы оскорбительные для него слова в панихидной проповеди на могиле А.В. Браницкой, которая была похоронена в Преображенском храме.
В этом же году на место настоятеля был назначен о. Федор Ганкевич, который был единственным выходцем из дворянской семьи на этой должности. Этот пастырь исполнял обязанности благочинного и в 1889 г. согласно постановлению Священного Синода получил сан протоиерея.
В 1890 г. в Преображенском храме появился другой настоятель - о. Стефан Гришковский, который до этого был священником в заречанской церкви св. равноап. Марии Магдалины и преподавал Закон Божий в белоцерковском министерском училище. За усердие в пастырской деятельности о. Стефан в 1897 г. был награжден камилавкой.
Последним настоятелем в добольшевистскую эпоху был выходец из Буковины - о. Александр Рудский, который занял эту должность в 1903 г. Кроме этого, пастырь исполнял обязанности председателя Васильковского уездного отделения Киевского епархиального училищного совета; преподавал Закон Божий в двухклассном народном и в железнодорожном училищах г. Белой Церкви; был ревизором приходских школ. За плодотворную деятельность он имел несколько церковных наград - камилавку, "Библию" от Священного Синода, архипастырские благодарности. Расстрелян работниками НКВД 23 марта 1938 г.
Кроме настоятелей, в Преображенском храме служили и другие священники, которые помогали протоиереям. На этих должностях находились и некоторые будущие настоятели церкви - в частности, Иоанн Ромаскевич. В разное время в храме Преображения настоятелю помогали духовно окормлять белоцерковцев пастыри Иоанн Яновский, Афанасий Павловский, Петр Орловский, Иоанн Леневич, Антоний Усаневич, Афанасий Ковальский, а также диаконы - Петр Трегубов, Александр Евтимович, Андрей Мицкевич, Федор Орловский. Были в храме еще и псаломщики (дьячки) и пономари.
Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке
Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!