Вообще, география пожертвований на строительство православных храмов и в Украине, и в других странах очень широка. Недостатком остается лишь то, что информация с точными суммами сборов на возведение святынь сохраняется не всегда. Особенно это касается последних десятилетий XIX в. - тогда средства сразу же присылали в Киев с помощью новоизобретенных средств связи.
Нам точно известно, что в 1842 г. наши предки собирали средства на строительство церкви в Пятигорске; в 1861 г. - для перестройки иезуитского монастыря на православный храм в католической Праге; в 1882 г. - покупали церковные вещи для бедных храмов Болгарии, подвергшейся турецкому разрушению; в 1883 г. - собирали деньги на строительство православной святыни в отвоеванном у турок г. Батуми, а в 1886 г. - на восстановление уничтоженной пожаром православной миссии на Алтае; в 1901 г. - белоцерковцы осуществляли пожертвования для построения православного храма в далеком Нью-Йорке. Но данные об этих сборах чрезвычайно фрагментарны и установить их точное количество в Преображенском храме сейчас практически невозможно. Но, наверное, так и должно быть - ведь Господь воздает явно тем, кто творит добро тайно
Осуществлялись нашими предками церковные пожертвования и в ХХ в. Среди них назовем самый известный сбор средств, состоявшийся в 1912 г. "на сооружение храма во имя святителя Николая Чудотворца и странноприимницы для русских паломников в Бар-граде". За неделю до майского празднования перенесения мощей святителя на дверях Преображенского храма появилось "Воззвание Барградского комитета", в котором сообщалось, что на всенощной перед праздником и на литургии во время праздника (после чтения "Евангелия") будет совершаться сбор пожертвований для сооружения этой выдающейся святыни в Италии.
Дни памяти Чудотворца из Мир Ликийских были храмовыми праздниками для мирян Преображенского прихода, ведь этому святителю был посвящен и северный придел храма, и Николаевская церковь возле него. Вообще, количество Николаевских церквей на Надроссе в те времена было чрезвычайно большим - по количеству они уступали Покровским и Михайловским. Учитывая вышесказанное, суммы пожертвований были особенно значительными - только из Васильковского уезда для строительства храма в итальянском г. Бари поступило 134 крб. 23 коп. пожертвований.
Подобные сборы средств осуществлялись не только в пользу храмов в разных государствах мира. Оказывали наши предки и материальную помощь жертвам войн, стихийных бедствий и голода - как в пределах империи, так и за рубежом. Например, в 1867 г. возникли значительные продовольственные трудности в ряде губерний России (Архангельской, Вологодской, Смоленской и др.). Голодающим пришли на помощь жители других местностей, которые собирали в их пользу пожертвования в храмах. Только в Васильковском уезде, к которому принадлежала Белая Церковь, было собрано 288 крб. 42 коп. (данные неполные).
Появлялся голод незваным гостем и в других православных странах. Так, в 1889 г. "попущением Божьим доблестный в православной вере черногорский народ" был также "угнетен великим бедствием - голодом". И снова в церковные чаши посыпались деньги, заработанные жителями нашего края.
Наносили беды иностранным единоверцам и стихийные бедствия. На ликвидацию последствий последних также собирали средства наши деды и прадеды. В 1894 г. православное Греческое королевство всколыхнуло землетрясение. Оно до основания разрушило несколько больших городов на о. Эвбея и материковые города - Фивы и Атланту. Кроме того, было стерто с лица земли около 30 поселков. Жители Белой Церкви и на этот раз не остались равнодушными к чужому горю. Из чаш Преображенского храма в Грецию было отправлено 2 крб. 50 коп, а прихожане церкви Марии Магдалины собрали 1 крб. 03 коп.
Неоднократно собирались нашими предками и средства в пользу южнославянских народов, исповедовавших Православие и страдавших от турецких вторжений. В 1875 г. потерпело поражение антиисламское восстание в Боснии и Герцеговине - десятки тысяч беженцев заполонили Черногорию, надеясь там найти защиту от турецкой мести. Однако, мусульманские оккупанты не жалели даже оставленных населенных пунктов - беженцы, возвращавшиеся на Родину, находили пепелища вместо городов и сел. То есть, правительству небогатой Черногории приходилось позаботиться о 25 тысячах герцеговинцев. Им было выделено продовольствие, но нужны были еще лекарства, постель, одежда и т. д. По всей Киевской митрополии в этом году собирали средства православным беженцам. Черногорский владыка благодарил киевского митрополита Арсения (Москвина) за собранные около 500 крб., извещая, что "не одна тысяча семей возносит теплые молитвы за тех, которые поспешили подать им кусок насущного хлеба в трудные для них дни".
Подобные пожертвования белоцерковских мирян давали им возможность исполнить Христову заповедь любви к ближнему и одновременно почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенского Православия. От святого Иерусалима до нордической Финляндии, от жаркого Ташкента до прохладной Прибалтики, от западного Нью-Йорка до восточного Алтая - везде оставляли руки белоцерковцев следы своих щедрот.
а) священство прихода: попытка коллективного портрета
Благодатность и величие Преображенского храма обусловили то, что в нем порой служили пастыри, известные далеко за пределами Киевской губернии. Митрополиты нередко награждали священников - лучших выпускников духовных семинарии и академии - назначением в один из белоцерковских храмов. Практически все настоятели церкви Преображения Господня ХІХ - начала ХХ вв. имели значительные заслуги перед Церковью и государством, а потому их неоднократно удостаивали и церковных, и государственных наград.
Первый настоятель Преображенского храма - о. Иоанн Тарнавский - имел отличное свидетельство после окончания Киевской духовной академии и был рукоположен святителем Филаретом (Амфитеатровым). Владыка сам избрал старательного благочинного из Барахтянской Ольшанки из нескольких предложенных кандидатов. По благословению владыки Филарета храмы Белой Церкви были выделены в отдельный благочинный округ, который и возглавил о.Иоанн. До назначения на эту должность заслуженный священник уже имел церковные награды - бархатную фиолетовую скуфью (в те времена ее получали единицы) и набедренник. После назначения в белоцерковский приход о. Иоанна владыка Филарет (Амфитеатров) в Преображенском храме наградил протоиерейским чином.
Следующим настоятелем, (кстати, также рукоположенным Филаретом (Амфитеатровым)), был молодой 30-летний выпускник академии Алексей Колосов. Талантливого пастыря после получения свидетельства оставили преподавать французский язык в родном учебном заведении. В 1845 г. "по представлению конференции Святейшего Правительствующего Синода утвержден в степени магистра богословия и переименован в бакалавра". Богатым на события для Алексея Колосова был 1847 г. - он получил магистерский крест, был рукоположен священником - настоятелем Преображенского храма Белой Церкви и назначен благочинным, вручена премия в 300 крб. от имени Священного Синода. Кроме того, именно в 1847 г. "по предварительным сношениям господина попечителя Киевского учебного округа с Его Высокопреосвященством Киевским и Галицким митрополитом Филаретом он определен законоучителем православного исповедания при Белоцерковской гимназии". Не повезло пастырю в личной жизни - в Белой Церкви умерла его молодая 20-летняя жена, оставив дочь Марию. Позже священника о. Алексея Колосова перевели в Киев, где он занимал достаточно высокие должности в духовном ведомстве.
Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке
Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!