Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 7

Вскоре к митрополиту поступило подобное прошение и от прихожан Преображенского храма, под которым стояли подписи самых уважаемых из них - В.Терещенко, В. Иваницкого, Н.Руденко, И. Винарского, В. Выгуры, П.Удовика и других. Однако, когда в Белой Церкви появился новый колокол, историкам пока неизвестно.

Колокольня почти на столетие стала украшением города. Но уже в 70-е гг. XIX в. среди власть имущих находились лица, которые стремились использовать ее для практических нужд. В 1873 г. к митрополиту Арсению (Москвину) поступило обращение киевского губернатора, который писал владыке следующее: "В местечке Белой Церкви устроена на маклерский сбор пожарная команда, а караул из пожарных служителей для наблюдения за случаем пожара предусмотрено устроить на колокольне Преображенской церкви, но местный священник допустить устройство караула на указанной колокольне без разрешения Вашего Высокопреосвященства затруднился". Поэтому высокопоставленный чиновник просил благословения на этот не совсем понятный шаг. В ответе митрополита чувствовались нотки недоумения подобным предложением: "Честь имею сообщить Вам, милостивый Государь, что не могу и я согласиться с тем, что колокольня станет пожарным караулом, потому что колокольня имеет в религиозном отношении свое специальное, а в духовном смысле - знаменательное назначение, которое с расположением на ней караула в глазах народа потеряется...". В качестве альтернативы, владыка посоветовал губернатору использовать "одну из башен" костела на Замковой горе - "абсолютно бездеятельную и колоколами не занятую".

Но время не стояло на месте и вскоре наступила эпоха, когда ни у митрополитов, ни у протоиереев власть не интересовалась - разрешено ли ей будет каким-то образом вмешиваться в церковную жизнь. Государственный атеизм советской эпохи оказался губительным для белоцерковской колокольни.

Новая власть запрещала мирянам тратить средства на уход сооружения и она начала приходить в упадок, а во времена войны пострадала еще больше. После окончания Великой Отечественной миряне Белой Церкви поставили перед коммунистами вопрос о необходимости реставрации колокольни как памятника архитектуры. Один из советских чиновников - уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Киевской обл. П.Федотов писал следующее: "За возобновлением колокольни безусловно верные ставят вопрос о колоколах и их повешении. Соборный храм после обновления колокольни будет иметь более завершенный, более величественный вид. Его авторитет в глазах верующих еще больше возвысится, а отсюда и влияние на население еще сильнее распространяться будет. <...>. Я, безусловно, за разборку колокольни". Но осуществлять это открыто товарищ П.Федотов опасался, потому что "в среде верующих в Белой Церкви есть такие люди, которые не только будут писать, делегатов во все учреждения посылать, но и демонстрацию устроят. Акт разборки может повлечь за собой недовольство и активизацию". "Народная власть" и после кровавых репрессий сталинщины (1956 г.) все еще боялась своего народа...

Именно поэтому одно из военных подразделений вынуждено было выполнить и выполнило непростую задачу - разобрал сооружение за одну ночь. Всего несколько лет красавица-колокольня не дожила до своего столетнего юбилея.

БОГОСЛУЖЕНИЯ И ПРАЗДНИКИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА (ХХ В.)

Храм во времена существования православной монархии Романовых был центром не только церковной, но и общественной жизни. Здесь наши предки могли не только возносить молитвы Богу и быть причастниками церковных таинств. В храме зачитывали многочисленные императорские и губернаторские распоряжения, рассказывали о событиях в государстве и мире. Священники, согласно царских указов, объясняли в храмах суть государственных реформ и опровергали нелепые слухи, раскрывали суть необычных природных явлений, убеждали делать прививки и соблюдать санитарно-гигиенические нормы, рассказывали о новинках науки и техники, призывали беречь природу и объясняли правила поведения во время эпидемий (чем, кстати, были спасены тысячи людей). Но основным назначением храма было и остается прославление Всевышнего. В то время богослужения в Преображенской церкви имели определенные особенности. Конечно, больше всего белоцерковцев приходило в храм на известные каждому православному человеку праздники. Но, если, скажем, на Пасху или Рождество в церкви молились в основном жители левобережной части Белой Церкви, то главный храмовый праздник - Преображение Господне - становился торжеством не только для всех белоцерковцев, но и для ближайшей округи города. "Вся окрестность приходила в этот день в движение, все призванное и незваное ехало и шло на храм, у каждого хозяина на приходе были гости. К литургии съезжались соседние и дальние священники, дьячки и подьячие; такая торжественная и шумная служба бывала на приходе только один раз в год..." - так описывали храмовый праздник мемуаристы.

Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке

Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!

———

Следите за нами в соцсетях:

Новости компаний
15:00, 26 августа
Новости компаний
17:00, 24 августа
Новости компаний
09:00, 16 августа
Новости компаний
13:00, 21 мая