ВВЕДЕНИЕ
В любом городе или селе нашей Родины храм всегда является украшением населенного пункта и заметно выделяется на фоне однообразного бетонно-кирпичного пейзажа. Когда человек строит дом для себя, то он заботится прежде всего о его практичности и комфорте, а когда возводит храм Божий, то заботится о его величии и красоте. Наверное, именно поэтому и в советские атеистические времена туристам в Киеве всегда показывали храмы и монастыри, а не партийные достижения в виде не всегда угловатых бетонных джунглей.
Преображенский собор в г. Белой Церкви в этом году празднует юбилей - уже 165 лет он радует глаз белоцерковцев и гостей города. За эти более чем полтора столетия храм пережил немало исторических эпох и событий, которые рельефно отражались на его жизнеописании. Ему был известен и почетный статус единственной первоклассной церкви в Киевской митрополии ХІХ в., и "мерзость запустения" во времена большевистского террора. В нем бывали сотни тысяч паломников, которые шли через Белую Церковь в Киев и он на десятилетия закрывался коммунистами, которые устраивали здесь то архив, то боксерский зал. Во времена Российской империи
Преображенская церковь благодаря щедротам мирян была одной из самых богатых на Киевщине, а в большевистскую эпоху она подверглась и ограблениям в суровые 20-е годы, и бомбардировкам во времена Великой Отечественной войны. В 1988 г. - когда в СССР на официальном уровне праздновалось 1000-летие крещения Руси - советская власть уже в который раз убедилась, что ни кровавые репрессии, ни замалчивание очевидного не в состоянии уничтожить православную душу народа.
Духовное наследие, веками накапливаемое нашими предками, неподвластно грубой силе. В 1989 г. Преображенский храм вновь стал действующим. И во времена правления Романовых, и в эпоху атеизма собор своим величественным видом всегда напоминал нам и нашим предкам о том, что мы - православного рода и был олицетворением вечности Православия.
РОЖДЕНИЕ ХРАМА И ЕГО ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Сейчас трудно представить исторический центр Белой Церкви без собора Преображения Господня. Но 165 лет назад в нашем городе не было ни одного каменного приходского храма.
Белая Церковь находилась в частной собственности польских магнатов Браницких, что весьма рельефно сказалось на ее православной жизни. В воспоминаниях одного из самых известных городских пастырей - о. Петра Лебединцева читаем следующие строки о Белой Церкви:
"Проезжему человеку эта казачья твердыня не могла показаться чем-то иным, как польско-еврейским местечком. Памятников, следов русской жизни не осталось никаких. Где была, по преданию, первая русская церковь, там красовался теперь костел; на месте другой православной церкви красовался панский дворец <...>.
Вся экономическая интеллигенция состояла исключительно из поляков под разными наименованиями: главнокомандующего, просто управляющего, маршалков и инспекторов <...>, а также массы писарей и подписантов; польскую речь можно было услышать во дворце и костеле, садах и павильонах, в экономических канцеляриях и других учреждениях. Картину довершали, с одной стороны, несметные богатства, роскошь, великолепие, наслаждение без меры, спокойствие и бездеятельность без конца, а с другой - покосившиеся домики, загорелые лица и руки, и вечный бесконечный труд. Общее население Белой Церкви достигало тогда до 20000; из них половина евреев, горсть поляков, остальное православное крестьянство".
Если учитывать, что поляки и евреи города были свободными людьми, а крестьяне - крепостными, то станет понятным, что православные жители Белой Церкви чувствовали себя угнетенным национальным меньшинством. Католический костел, построенный Браницкими на Замковой горе - на месте древнего русского храма - возвышался над всем городком и имел целью как бы перечеркнуть православное прошлое коренных белоцерковцев. На фоне величественного каменного костела сравнительно бедно выглядели шесть деревянных православных храмов, которые были построены еще в казацкие времена и нуждались в постоянных ремонтах.
———
Следите за нами в соцсетях: