Индустриальная эпоха сменилась на информационную. Молодые специалисты требуют новых навыков: умение критически мыслить, творчески решать проблемы, быстро приспосабливаться к новым технологиям и легко адаптироваться к правилам меняющегося мира.
Поэтому после обучения от детей требуют гибкости, инициативности и лидерских качеств.
К сожалению, большинство привыкли пестовать профессиональные навыки, или как сейчас говорят - "твердые навыки".
Специалисты по профориентации службы занятости решили разобраться в этом вопросе и помочь родителям начать развивать в детях качества, которые действительно понадобятся им во взрослой жизни.
Навыки можно разделить на две большие категории: твердые (hard skills) и мягкие (soft skills).
За развитием первых можно наблюдать, а результат - измерить и наглядно продемонстрировать.
К ним относят: умение решать математические задачи, читать, изучать иностранные языки и даже ездить на велосипеде. Твердые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.
Мягкие навыки отвечают за нашу социальную жизнь, которая стала играть более значительную роль в карьерном росте многих специалистов, чем раньше. В отличие от "твердых", их развитие измерить не так просто, но именно они помогают как можно эффективнее продемонстрировать hard skills и применять их на практике. Более того, мягкие навыки более универсальны, поэтому они будут полезны независимо от вида деятельности.
Многие родители обращают внимание прежде всего на оценки в дневнике, поэтому привыкли фокусироваться в обучении именно на твердых навыках. Они считают, что если поместить в головы учеников факты (знания математики, химии, биологии и т.д.), то их непременно ждет успех и счастливая жизнь. Но это лишь часть знаний, которыми должен обладать современный человек.
1) Умение эффективно учиться
Важно научить ребенка самостоятельно исследовать окружающий мир. Сделать из ребенка активного участника в процессе обучения.
Самообучению можно и нужно учиться. Если вы приобрели этот навык, то освоение нового дела (будь то пользование современными технологиями, смена профессиональной деятельности или автомобиля) станет если не легким, то хотя бы понятным и предсказуемым занятием. Вы не просто прививаете ребенку знания, но и помогаете эффективно ими пользоваться.
2) Эмоциональный интеллект
Первые ученые, которые занялись изучением эмоционального интеллекта, выделили четыре его составляющие:
- восприятие: способность человека распознавать собственные эмоции;
- понимание: умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других;
- управление: умение обуздывать эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства на достижение целей;
- использование: пробуждение креативности, чтобы стимулировать мышление и настроиться на работу;
Развивать ЭИ можно с помощью совместных игр со сверстниками, просмотров кино и мультфильмов, чтения литературы.
3) Креативность
Долгое время существовал миф, что люди рождаются либо креативными, либо нет. Но что такое креативность? Это способность придумывать, генерировать идеи, вариативность мышления, свобода, умение нестандартно подходить к задачам. Это навык, который формируется, когда для решения задачи нужно "выйти за рамки". Его, как и любой другой, можно и нужно развивать. Побуждайте детей высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальностью. Учите рифмовать, решать задачи на логику и сообразительность и, что важно, помогите ребенку развить способность находить позитив даже в, казалось бы, негативных ситуациях.
4) Критическое мышление и умение обрабатывать информацию
Детский мозг очень пластичен, он способен поглощать информацию как губка. Важно научиться выделять информацию, анализировать, и находить пользу в том, что просматриваешь, читаешь.
5) Доверие и открытость
Навык доброжелательного отношения, открытости и доверия точно является одним из ключевых в будущем. Речь идет об открытости новому знанию, новому опыту и людям - без этого невозможны инновации и креативная работа, которая имеет такое важное значение в современном мире. Научиться этому можно, только если постоянно "входить в новые социумы" - например, меняя кружок по интересам или перемещаясь между разными учебными группами.
На способность доверять влияет множество факторов: от биологических до социальных, где большую роль для ученика играет его окружение.
Напоследок очевидные, но от этого не менее правильные вещи: обучение в жизни ребенка должно стать постоянным процессом саморазвития. Это должны понимать не только ребенок, но и взрослые, чтобы не зацикливаться исключительно на получении "твердых" навыков.
Мир меняется до неузнаваемости и надо держать руку на пульсе современности, чтобы реализовать все свои способности и таланты.
Развитие "мягких навыков" именно то, что поможет вам сделать такой важный шаг в будущее.
———
Следите за нами в соцсетях: